Деревицкий А - Зов Странствий
А.Деревицкий
ЗОВ СТРАНСТВИЙ
Что мотает человеков по свету?
Да, человек ищет, где лучше. И это "лучше" можно понимать и в меркантильном
смысле. Но как хочется видеть за переменой мест мотивы если не высокие, то хотя
бы чистые!..
Романтика в наш рациональный век не в чести. Отсюда - меньшая популярность
романтических гимнов, чем пародий на них: "А я еду, а я еду за деньгами, за
деньгами, не за запахом тайги..."
Чем дискредитировали себя романтики? В чем они они провинились, если по
нынешнему Северу ходит вот такая сентенция: "На Север едут за деньгами,
за работой и за романтикой. Кто приехал из-за денег - остается из-за работы;
кто приехал из-за работы - остается из-за романтики; кто приехал из-за
романтики - уезжает"...
...Так что же есть ТЯГА К СТРАНСТВИЯМ?
Почему от одних она ушла вместе с детством, которое не может не волноваться
силуэтом полушарий на стене, вокзальным запахом шпал и стоящими на рейде
судами, а другие и на склоне лет одарены, либо наделены, либо даже страдают
далью? Что влечет людей к борьбе с пространством и его стихиями, к тревожной
жизни этих стихий?
В ХIII веке "Королевское зерцало" при описании северных стран научало
норвежского принца: "Хочешь ты знать что ищут люди в этой стране и почему они
туда отправляются, несмотря на большую опасность для жизни, знай же, что три
свойства человеческой натуры побуждают их к тому. Во-первых, соревнование и
склонность к известности, ибо человеку свойственно устремляться туда, где
грозит большая опасность, благодаря чему можно приобрести известность;
во-вторых, любознательность, ибо также свойством человеческой натуры является
стремление видеть и знать те местности, о которых ему рассказывали; в-третьих,
человеку свойственно любостяжание, ибо люди постоянно жаждут денег и добра и
идут туда, где по слухам, можно иметь прибыль, несмотря на грозящую большую
опасность". Эта цитата из книги З. Каневского - наверняка не первая и не
последняя попытка ответа на вечное "зачем?", на вечный вопрос о природе
терзающего души странников таинственного, непостижимого Зова.
Джека Лондона и его героев влечет в Белое Безмолвие "трубный глас Севера". У
его Таруоттера "ноги так и зудят, а мозг сверлит всегдашняя бредовая идея".
"Как аргонавты в старину,
Спешим мы, бросив дом..."
У полярника Кремера в крови "постоянный полярный зуд".
О людском "неудержимом стремлении к уходящим в бесконечность вершинам" пишет
Стефан Цвейг.
В. Волович цитирует древних: "В неведомом таится манящая сила" - и делает
выводы из богатого личного опыта: "Человек по натуре своей искатель и
исследователь... Жажда познания, стремление в тайны неведомого влечет его в
путь с неодолимой силой...Человек по натуре своей романтик. В нем вечным
пламенем горит страсть к самоутверждению..."
Пьер Маньян, покорявший арктические пустыни парусами своего снежного буера,
считает, что "зов далей - это ответ на преследующую каждого из нас мысль о
смерти", желание великими свершениями заслужить толику бессмертии в памяти
человечества.
Биограф исследователя океанских глубин Жоржа Уо отмечает его повиновение
"какому-то таинственному зову" к приключениям и удовлетворению жажды знаний.
Сам Уо ощущает в себе "некий инстинкт, страсть к исследованию".
Ставит "диагноз" участникам полярных экспедиций "Комсомолки" председатель
Полярного комитета Географического общества Н.Волков: они "заболели Арктикой.
Есть такая не подвластная врачам болезнь. Это болезнь не тела, а духа, и
подвержены ей не слабые,