b5ee11d1

Данченко Владимир (N20) - 'контркультура' - Карать Или Жаловать



N20
"Контркультура": карать или жаловать ?
16.05.87 в программе "До и после полуночи" я видел презабавнейший сюжет.
Показали отрывок из фильма "Стоит лишь тетиву натянуть" (о наших хиппи,
металлистах и т.п.), по поводу которого затем предложили высказаться
социологу, доктору исторических наук Игорю Васильевичу Бестужеву-Ладе. Hе
долго думая, Игорь Васильевич натянул тетиву и... сказал, что все это
пришло с Запада (не наше, чуждое нам явление), причем Запад все это лет
пятнадцать назад пережевал и выплюнул (не модно, постыдились бы); все это
есть не что иное, как разновидность контркультуры, отрицания культуры (ну
не ужасно ли?), осуществляемого с целью самоутверждения (слабаками,
неспособными к положительному, культурному самоутверждению); но ничего,
перебесятся, - хотя многие и пострадают (лечить надо). "Поразив цель",
Игорь Васильевич подчеркнул, что испытывает к ней профессиональный
интерес.
Я человек далекий от социологии, но простодушие этого большого ученого
произвело на меня столь сильное впечатление, что я решил изложить и свою
точку зрения на затронутые им вопросы. В самом деле, если приведенные
выше банальности здравого смысла есть последнее слово социологической
науки, то чем я не социолог?
Общая отрицательная оценка, даваемая Игорем Васильевичем соответствующему
кругу социальных явлений представляется мне недостаточно
аргументированной. В качестве аргумента приводится, например, тот факт,
что "все это пришло с Запада". Подобный аргумент в устах доктора
исторических наук звучит по крайней мере странно. Мало ли что пришло к
нам с Запада? Hе только хохолки панков, но и тот костюм, в котором Игорь
Васильевич выступал перед телезрителями, "пришел с Запада"; Запад стал
для нас законодателем мод начиная с петровских времен. Почему мы упорно
продолжаем осуждать молодежное "подражание Западу" несмотря на то, что
подражали ему не только наши отцы и деды, но прадеды и прапрадеды, - вот
проблема, достойная социолога. Да что мода! С Запада к нам пришло
христианство, "позитивная наука", марксизм. С Запада пришла в том числе и
"молодежная культура" (назовем так условно феномен, в котором еще только
предстоит разобраться). Что к нам вообще не пришло с Запада - вот в чем
вопрос. Hекоторые коллеги Игоря Васильевича говорят о нашей "культурной
пластичности", обусловленной чрезвычайно ограниченным числом жестко
фиксированных элементов славянской культуры. Hо что это за "элементы"? -
Вот вопрос, действительно заслуживающий внимания. А то ведь даже
"русская" гармошка - и та пришла к нам с Запада.
Далее Игорь Васильевич говорит, будто сегодня наша молодежь жует то, что
западная выплюнула лет пятнадцать назад. Мне уже за тридцать, и я,
признаться, давненько перестал следить за тем, что жует и что выплевывает
западная молодежь. Однако точно могу сказать: "жевать" у нас начали
приблизительно тогда же, когда и на Западе, в конце шестидесятых годов.
Именно в это время разворачивается движение хиппи в нашей стране и
стихийно складывается всесоюзная "система" приютов. Так что не молодежь,
а почтенные социологи хватились лет пятнадцать спустя. И вне зависимости
от состояния движения хиппи на Западе, достойным социолога было бы
исследование причин устойчивости данного социального феномена у нас. Ведь
движение не исчерпалось даже тогда, когда "мода" на хиппи ушла (как
говорили сами хиппи, "мода уходит, а хиппи остаются"). Более того, пару
лет назад эта мода вернулась под знаком "ретро" - становление
самосо



Назад